Группа "Гости"

Приветствуем Вас Гость

Мой профиль

Регистрация

Выход

Вход

RSS






Подписка
Образовательный семейный портал
Подписаться письмом
Меню сайта
Для педагогов
Внимание педагогам, размещающим свои материалы на сайте. С 1октября 2013года вводится оформление печатных свидетельств о публикации материалов на Образовательном семейном портале.
Подробно
Категории раздела
Методики раннего развития [5]
описание
Развитие речи [5]
Математика для малышей [5]
Ознакомление с окружающим миром [3]
Экология [3]
Учимся рисовать [16]
Лепим из пластилина [3]
Скоро праздник
Осталось...
Друзья сайта
Карусель OZON.ru
БиблиоГейзер Создание баннеров
Все друзья
ЗДЕСЬ
Новые сообщения в форуме
  • Верить ли гороскопам? (2)
  • Входные двери (13)
  • Дом-2 (8)
  • Ваш любимый фильм? (2)
  • А ваш любимый парфюм? (6)
  • Что происходит, когда женщина живет одна (7)
  • Питание в возрасте до трех лет необратимо влияет на IQ (5)
  • Ваш личный доктор (4)
  • Совместная покупка колпачков для когтей "Мягкие лапки" (5)
  • Весна (5)
  • Женские имена (2)
  • Развивающие игрушки (УчМаркет) (15)
  • Пчёлка (0)
  • Символ года - 2017 (2)
  • Ремонт (18)
  • Поиск
    Облако тегов
    Статистика

    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Интернет-магазин
    My-shop.ru - Ваш Интернет-магазин
    ОЗОН
    Ozon.ru

    Виртуальная школа для ребят - дошколят

    Главная » 2012 » Июль » 7 » Что такое раннее развитие?
    22:55
    Что такое раннее развитие?
    Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно.
    Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша.
     
    Е.Волосова
     



    Что это такое, раннее развитие? Вот ответы, данные разными людьми - психологами, врачами, авторами методик, журналистами, преподавателями дошкольных учреждений.

    • Раннее развитие - это обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет. 
    • Раннее развитие - это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). 
    • Раннее развитие - это специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем подавляющее большинство его сверстников. 
    • Раннее развитие - это миф. Продуманное обучение ребенка в первые три года жизни - это не раннее, а своевременное развитие, потому что потом мозг ребенка перестанет настолько эффективно воспринимать информаци 

    Обобщив все эти ответы, для себя мы можем сделать вывод, что раннее развитие - это некая программа действий, которую сознательно выбирают родители для того, чтобы максимально эффективно и как можно раньше (по крайней мере, до шести лет) раскрыть и укрепить все способности своего ребенка.

    Раннее развитие: аргументы «за» и «против»

    И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?

    Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и литературы, изобретатели и космонавты... Даже в наши дни в индийских или африканских племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все это без какого-либо намека на раннее развитие!
    В общем и целом, аргументы противников раннего развития сводятся к следующему.

    • Раннее развитие вредит здоровью ребенка, поскольку нарушает естественный ход формирования его организма и адаптации к окружающей среде.

    • Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и, самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на детской площадке.

    • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а не чтению книжек и клеению карточек (сейчас многие материалы можно купить, но стоят они очень недешево). И нельзя отнимать время у ребенка: лучше просто поиграть в машинки и куклы, чем заставлять его читать и считать. Читать и считать он обязательно научится позднее, а вот играть времени у него уже не будет. Не отнимайте у человека детство!

    • А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два го да или играть на пианино в пять? Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста - значит, родителям придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения - что это ему даст? Рано или поздно (скорее всего к 15-20 годам) «развитой» ребенок сравняется со
    • своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.

    • Не всякий родитель пожелает своему ребенку судьбу вундеркинда. Ведь это не только восторги взрослых, но и нелюбовь сверстников, зачастую отсутствие близких друзей и семьи, ощущение себя белой вороной. Родителям вундеркинда тоже не позавидуешь: они намертво привязаны к своему ребенку, вынуждены жертвовать своими интересами и личным временем ради занятий с ребенком по специальной программе.

    На все эти опасения и обвинения сторонники раннего развития могут убедительно ответить: мир, в котором мы живем, совершенно не похож на мир, существовавший сто, двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ -дело в том, что этот мир непредсказуем. Кто может предсказать, какой будет жизнь вашего ребенка через двадцать, тридцать лет? У нас не родители учат детей, а зачастую дети родителей. Поэтому надо крайне осторожно обращаться к опыту прошлых поколений. Что касается опыта первобытных племен - да, конечно, дети там растут замечательные и без умения читать и считать. Но ваш-то ребенок, скорее всего, будет жить не в племени среди растений и животных, а в высокотехнологичной цивилизации, среди компьютеров и мобильных телефонов!!! Так что выбирать нам самим - учить или не учить.

    Мы не отнимаем у ребенка детство, говорят сторонники раннего развития. Мы просто делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры - развивающими.

    Помните самое главное правило раннего развития: никакого насилия! Если ребенку не интересно -значит, что-то вы делаете не так, и надо отказаться от занятий или выбрать другой метод. И еще один аспект. Истоки раннего развития организма лежат в физической активности ребенка, поэтому спорт и прогулки не альтернатива развитию, а необходимая и обязательная его часть.

    Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, - это проблема времени. Один из лидеров раннего развития, Гленн Доман, прямо указывал, что его методика адресована «профессиональным родителям», то есть тем, для кого воспитание ребенка -основная и единственная профессия.

    Популярный отечественный автор Лена Данилова в одной из своих статей пишет: «Раннее развитие - это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий». Такой подход может отпугнуть многих: все-таки в России не так много мам, единственным делом которых является воспитание ребенка. Но не все так однозначно; решение проблемы времени зависит во многом от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить раннему развитию. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется.

    И наконец, про вундеркиндов. Если родителей, желающих вырастить вундеркиндов, мало, то еще меньше тех, кто мечтает вырастить «серую посредственность». Раннее развитие - это не панацея, и результат не гарантирован. Окружающая ребенка среда - важнейший фактор его развития, но ведь есть еще и наследственность, и природные способности, и склонности. Вы можете активно развивать в нем математический интеллект, а он станет спортсменом или поэтом.
    Цель раннего развития - не вырастить вундеркинда, а дать ребенку шанс проявить все, заложенное в нем природой. Это шанс стать счастливой, гармоничной и социальной успешной личностью. Есть вероятность, что такая личность вырастет и без помощи взрослых. Но эта вероятность гораздо больше, если родители помогают ребенку и верят в его силы.

    Каким бывает раннее развитие

    Авторы наиболее популярных методик раннего развития убеждены, что их методика подходит всем детям, но, как показывает практика, это не совсем так. Ведь ребенок не чистая доска, на которой можно написать все, что угодно.

    От природы задан, например, пол ребенка, а это очень существенный фактор; есть левши и правши. У каждого ребенка своя, уникальная генетическая программа. Один растет в семье физиков в Мурманске - его с рождения окружают формулы, за окном полярная ночь, а в холодильнике - рыба и бананы, привезенные с другого конца света. Другому ребенку привелось родиться в семье агрономов в Краснодаре - он ест выращенные родителями фрукты и овощи, знает, как выглядит колорадский жук, а солнце для него так же естественно, как любовь родителей. А третий малыш... А пятый... А двадцатый... Бесконечное разнообразие.

    Условия рождения, бытовая обстановка, экология региона, первые впечатления, питание матери и ребенка - все это влияет на ребенка, формирует его организм и личность.
    Поэтому, прежде чем приступать к раннему развитию, следует составить примерную программу того, что вы собираетесь делать. А для этого надо собрать материал, осмыслить его и выделить те аспекты, которые подойдут именно вашему ребенку.

    Выбирая методику раннего развития или ее элементы, ответьте себе на такие вопросы:

    1. Все ли мне понятно в этом методе? Если нет - где я могу разрешить свои сомнения?

    2. Подходит ли этот метод моему ребенку? Нет ли у ребенка противопоказаний для этого метода (особенно важен этот вопрос в отношении методик физического развития)? Понравится ли этот метод моему ребенку?

    3. Каких трудовых и временных затрат требует этот метод? Могу ли я их себе позволить?

    И помните - индивидуальная программа развития ребенка тем хороша, что вы можете ее корректировать и изменять. Не пошел один метод - обратитесь к другому. И этот никак? Присмотритесь к третьему. Думайте, выбирайте, комбинируйте, фантазируйте.

    Основные правила применения методик раннего развития 

    В наши дни общепризнанно, что в первые годы жизни организм человека развивается чрезвычайно быстро, мозг растет с невероятной скоростью. Самые значимые изменения в жизни человека происходят в течение первого года: подумайте сами, ну когда еще масса вашего тела увеличится за год в три раза и более? С каждым следующим годом скорость развития замедляется.

    Детство называют «некомпенсируемым» периодом: то, что человек не получит и не узнает в детстве, он не получит и не узнает уже никогда. А если получит и узнает, то с невероятным трудом. Методики раннего развития как раз и стремятся «не упустить шанс»: дать ребенку в первые годы его жизни как можно больше, чтобы потом не упустить ничего.

    ПРАВИЛО 1 (самое главное)
    Никакого насилия над ребенком!

    Нельзя проводить никакие развивающие занятия, если ребенок выражает протест: плачет, отмахивается, убегает.
    Категорически не рекомендуется отрывать его от игры, прогулки под предлогом «пора развиваться», нельзя угрожать («перестань дразнить кошку, иначе сядешь за математику!»), шантажировать («пока не прочитаешь этот абзац, не получишь мороженое!»). По какой бы методике вы ни занимались, занятия должны приносить ребенку удовольствие, он должен ждать их с радостью и нетерпением. Помните: ничему нельзя научить насильно, особенно в раннем возрасте. Принуждение к обучению сформирует только ненависть к нему - и изменить такое отношение в более взрослом возрасте будет очень и очень сложно.

    ПРАВИЛО 2
    Нельзя заниматься тем делом, которое вы не понимаете или по отношению к которому вы испытываете недоверие

    Прежде чем приступить к любым «нетрадиционным» занятиям (закаливанию, плаванию, обучению математике, чтению и т. д.), внимательно прочитайте описание всей методики, поймите ее основную идею, взвесьте все «за» и «против», может быть, откорректируйте под своего ребенка. В случае сомнений, если вы не можете найти ответа на свои вопросы, обратитесь к специальной литературе или в Интернет. Как бы хорошо ни были написаны книги и продуманы методики, за своего ребенка отвечаете только вы.

    Известны случаи, когда родители, слепо следуя книжным советам, калечили своего малыша физически и интеллектуально, - но никакие суды не обвинят в этом авторов книг. Будьте внимательны, активны и требовательны к самим себе, делайте только то, что считаете нужным, правильным и интересным.

    ПРАВИЛО 3
    Ребенку полезно развивать любые способности, но только не в ущерб остальным сторонам его личности

    Нет ничего плохого в развитии интеллекта, но только если это не делается за счет уменьшения времени на развитие его эмоциональной сферы или двигательной активности. И наоборот, вряд ли стоит сутки напролет заниматься с маленьким ребенком спортом, лишая его возможности играть, читать или рисовать.

    Про каждую методику написаны десятки книг, разобраться в них не всегда под силу даже опытным педагогам. У каждой методики есть восторженные почитатели и яростные противники.

     Существует несколько научных теорий развития человеческого мышления, и каждая из методик основывается на той или иной теории.

    Но все они едины в одном: худшее, что может сделать родитель для своего ребенка, - это не сделать ничего.Только следуя определенной системе занятий можно добиться гармоничного развития ребенка и сделать его счастливым.

    Мария Монтессори разделяет взгляды сторонников так называемой «операционной теории», согласно которой мышление человека формируется в процессе операций, конкретных действий с предметами. 
     «Операционная теория» утверждает, что ни слова, ни наглядные пособия сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Он формируется только в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с вещами, во время его экспериментов с их формой и свойствами. 

    Именно поэтому занятия по методу Монтессори предполагают минимальное участие взрослого и большую самостоятельность ребенка по изучению разнообразных вещей и объектов. Развивая мелкую и крупную моторику, игры и упражнения Монтессори, таким образом, направлены на формирование интеллекта, внимания, памяти и, конечно, речи. 

    Другого взгляда на формирование мышления человека придерживается Гленн Доман. 
     Он считает, что развитие ребенка стимулируется гигантскими объемами информации, и потому предлагает ребенку не производить какие-либо действия с объектами, а смотреть на их изображения и запоминать их. Его методика более всего способствует развитию памяти ребенка. 

    Есть и третий подход. Сесиль Лупан , Сьюзен Гудвин, Линда Акредоло не только исследователи и ученые, но и родители. На своем опыте они убедились в том, что для быстрого и гармоничного развития ребенка необходима информация, поступающая по  разным каналам: слуховым, визуальным, кинестетическим (то есть через тело) и даже с помощью запахов! Ведь все люди разные, и невозможно определить, какой способ получения информации наиболее важен для вашего малыша. Предлагая ему смотреть и слушать, трогать и нюхать, ломать и созидать, родители обеспечивают ребенку максимальное количество возможностей для освоения окружающего мира. 

    Некоторые методики развития детского мышления ориентированы, прежде всего, на  формирование логического мышления.

    Таковы, например, развивающие игры Никитиных и Воскобовича (технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). В их основе лежит убеждение в том, что интеллект - это прежде всего логика и внимание; именно на развитие этих сторон мышления и направлены упомянутые методы.

    Выбирая методику для развития своего ребенка или пытаясь «скомбинировать» нечто  общее из таких различных подходов, помните о том, что каждый ребенок уникален.

    Всем хорошо известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых имеет свою функцию (ученые называют это «функциональной асимметрией мозга»). О специфике действий каждого полушария написаны тысячи исследований, но если попытаться кратко сформулировать, в чем, же разница между полушариями, то получится следующее. 

    Левое полушарие обеспечивает анализ словесной (вербально- логической) и абстрактно-схематической информации, а правое - синтез на бессознательном уровне наглядно-образной, конкретной информации. Левое полушарие помогает нам решать задачи с помощью известных способов, хранящихся в нашей памяти, а правое обеспечивает комбинаторную деятельность, позволяющую найти новый способ решения. Именно правое полушарие активно задействовано при восприятии пространства, расположения в нем предметов. Правое отвечает за пространственное, интуитивное, наглядно-образное мышление; левое - за знаковое, рационально-логическое, речевое.

    На протяжении первых полутора лет жизни идет преимущественное развитие правого полушария, которое «отвечает» за доречевой этап развития ребенка. На втором году жизни все большую роль начинает играть левое полушарие, которое «заведует» словесными функциями ребенка. 

    У каждого человека взаимодействие между полушариями строится особым, совершенно уникальным образом, во многом это определяется наследственными признаками. Есть «чистые» право или левополушарники, но, конечно, большинство людей представляют 
     смешанный тип, задействуя оба полушария, но в разной степени. Чтобы определить, к какому типу относитесь вы или ваш ребенок, надо обратить внимание на ведущую руку (правша/левша), ведущее ухо (к какому уху вы обычно прикладываете телефонную трубку) и ведущий глаз (попробуйте прищуриться - какой глаз лучше и больше видит без помощи другого). Правая рука, правое ухо, правый глаз связаны с левым полушарием, а левые рука, ухо, глаз - с правым. Ученые отметили интересную закономерность: очень часто у мальчиков лучше развито правое полушарие (поэтому они, например, лучше ориентируются в пространстве), а у девочек - левое (они раньше начинают говорить и делают это лучше мальчиков). 

    Все это имеет самое непосредственное отношение к выбору методики раннего развития вашего собственного ребенка.

    К сожалению, пока нет точных научных данных о том, какая методика лучше подойдет мальчикам или девочкам, право или левополушарным детям. Есть только отдельные результаты: например, по методике Зайцева научились читать и считать 80 % левополушарных детей и всего 12 % правополушарных... Мы не всегда можем заранее предсказать, подходит эта методика ребенку или нет, но если вы начали занятия и увидели, что работа никак не складывается, не отчаивайтесь: просто ваш ребенок другой, и другая методика наверняка ему подойдет. Учитесь чувствовать и слышать своего малыша. 

    PS: Работая с детьми в течении 10лет я могу с уверенностью сказать что необучаемых и неразвивающихся детей нет, просто мы не всегда можем найти ключ раскрывающий способности каждого ребенка. Ведь, несмотря на мое личное отношение к методике Гленна Домана (я считаю, что в чистом виде она ведет к перегрузке детей) результат его работы превзошел все ожидания. Как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, - ничего не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова. А Гленн Доман, являясь врачом так активизировал мозг больных детей через обучение ,что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое. Это был огромный прорыв в области коррекционно-развивающего обучения. Другое дело, что данную методику начали адаптировать, применяя к здоровым детям, что я лично считаю неправильным. 

    В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, "отвлекаться на посторонние вопросы" - не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше. Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные "взрослые" проблемы. 

    К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге "Поверь в свое дитя" рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

    Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься! 

    Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика - лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.


    Источник информации: Анна Рапопорт «Энциклопедия методов раннего развития»

    Категория: Методики раннего развития | Просмотров: 1338 | Добавил: Нинель | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 2
    2  
    Материал действительно отличный. Кратко, но со всех сторон рассмотрены различные точки зрения и подходы. Спасибо!

    1  
    Отличный материал. Спасибо!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Личный кабинет
    Ваш ник: Гость
    Вы на сайте: -Дней.
    Вы в группе: Гости
    Новых ЛС:
    Профиль: Перейти
    Браузер:
    Ваш IP: 54.225.26.154.
    Наши соц. сети
    Наш Твиттер
    Flying Icon
    Внимание! Конкурс!

    Конкурс "Весенние фантазии-2016"
    Участвуйте и побеждайте!
    Детское творчество

    Все работы ЗДЕСЬ
    И мы участвуем!
    Номинирован на конкурс Номинирован на конкурс на award.tut.su
    конкурс сайтов
    Нужные ссылки

    ЗАПИСЬ К ВРАЧУ
    ВСЕ ТАКСИ ГОРОДА
    Базы отдыха Камчатки
    АФИША КИНО
    АЭРОПОРТ ОНЛАЙН
    Новости
    Камчатка сегодня
    Оцените сайт

    Контакты
    По всем вопросам обращайтесь к администратору:
    Савинкина Светлана Юрьевна (Администратор)
    Нашему сайту
    В отпуск
    авиа поезда электрички
    Погода
    Каталоги
    NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Рунета Создание интернет-магазина Каталог сайтов OpenLinks.RU фото бмв

    ©Камчатский семейный портал, 2010- 2017 
    Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52839 от 08 февраля 2013г.

    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,

    информационных технологий и массовых коммуникаций

      www.copyright.ru Анализ сайта   Create a free website конкурс сайтов Поисковый анализ сайта
    OZON.ru РУССКАЯ СЕТЬ  Баглер - рейтинг русскоязычных сайтов 
       Создайте свой сайт

    Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями!

    Администрация сайта оставляет за собой право менять, удалять любое сообщение без объяснения причин, изменять и редактировать правила форума.  

    Материалы, опубликованные на сайте, взяты из открытых источников. Все права на материалы принадлежат их авторам и издательствам.